Московская городская дума не поддержала инициативу о проведении референдума по наделению жителей Москвы правом собственника земель. Референдум был призван ограничить строительные "аппетиты" мэрии и предоставить москвичам возможность хоть как-то влиять на судьбу города.

15 января депутаты приняли постановление МГД "Об инициативе по проведению референдума города Москвы". Как сообщили Regions.Ru в пресс-службе столичного парламента, согласно статье N5 Закона города Москвы от 18 апреля 2007 года N11 "О референдумах в городе Москве" на городской референдум могут быть вынесены только те вопросы, которые находятся в ведении города Москвы или в совместном ведении Российской Федерации и города Москвы, если эти вопросы не урегулированы Конституцией РФ и федеральными законами. Вопросы референдума должны быть сформулированы таким образом, чтобы исключалась возможность их множественного толкования и неопределенность правовых последствий принятого на референдуме решения. При этом вопросы референдума города Москвы не должны противоречить федеральному законодательству, а вопросы местного референдума не должны противоречить федеральным законам и московскому законодательству.

На референдум не могут быть вынесены вопросы о досрочном прекращении или продлении срока полномочий органов государственной власти города Москвы и органов местного самоуправления, приостановлении осуществления ими своих полномочий, а также о проведении досрочных выборов в органы государственной власти города Москвы и органы местного самоуправления. На городской референдум не могут быть вынесены также вопросы о персональном составе органов государственной власти города Москвы и органов местного самоуправления, об избрании депутатов и должностных лиц, утверждении должностных лиц, о назначении их на должность и об освобождении от должности. Не выносятся на референдум и вопросы о принятии или об изменении соответствующего бюджета, об исполнении и изменении финансовых обязательств города Москвы и муниципального образования; о принятии чрезвычайных и срочных мер по обеспечению здоровья и безопасности населения города Москвы.

Как сообщил председатель Московской городской думы Владимир Платонов, 27 декабря 2007 года в Московскую городскую думу поступило ходатайство по проведению референдума города Москвы, которое содержит шесть вопросов, предлагаемые для вынесения на референдум. В соответствии со статьей 9 Закона "О референдумах в городе Москве" Мосгордума в течение 20 дней со дня поступления ходатайства инициативной группы по проведению референдума обязана рассмотреть это ходатайство и приложенные к нему документы и принять мотивированное решение о соответствии или несоответствии вопроса, предлагаемого для вынесения на референдум города Москвы, требованиям статьи 5 московского закона. Надо отметить, что в соответствии с законодательством информация о поступившей инициативе была направлена президенту РФ и премьеру правительства РФ, в Совет Федерации и Государственную думу.

Как заметил Владимир Платонов, первый вопрос "Поддерживаете ли Вы наделение городского сообщества (жителей Москвы) правом собственника земель Москвы при сохранении за органами государственной власти Москвы права владеть, пользоваться и распоряжаться землями Москвы, но от имени городского сообщества, а не города Москвы?" не соответствует требованиям статьи 5, так как согласно статье 212 Гражданского кодекса РФ, главе III Земельного кодекса РФ субъектами права собственности земель являются граждане, юридические лица, а также Российская Федерация, субъекты РФ и муниципальные образования, но не городское сообщество. В соответствии со статьей 209 Гражданского кодекса РФ только собственнику принадлежит право владеть, пользоваться и распоряжаться имуществом.

Вопрос "Поддерживаете ли Вы признание недействительными актов органов власти Москвы, их должностных лиц о приватизации земель, о предоставлении прав на земли, о строительстве, если они приняты без проведения местного референдума жителей, как собственников земель Москвы?" не соответствует требованиям статьи 5, в связи с тем, что согласно статье 3 Федерального конституционного закона от 21 июля 1994 года N1-ФКЗ "О Конституционном Суде Российской Федерации", статьям 22, 245 Гражданского процессуального кодекса РФ и статьям 29, 189 Арбитражно-процессуального кодекса РФ акты органов государственной власти и должностных лиц могут быть признаны недействительными только в судебном порядке, а вступившие в законную силу судебные постановления являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан и организаций и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.

Третий вопрос "Поддерживаете ли Вы учреждение органа городского местного самоуправления по контролю за законностью деятельности должностных лиц и органов власти Москвы, который формируется не на выборах, а путем делегирования представителей решениями общественных, профессиональных объединений жителей Москвы и депутатов муниципальных собраний Москвы?" не соответствует требованиям статьи 5, в связи с тем, что Конституция РФ, Федеральный закон от 1999 года N184 "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и Федеральный закон от 2003 года N131 "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" не допускают создания в городе Москве – субъекте Российской Федерации органа городского местного самоуправления, контролирующего деятельность должностных лиц и органов государственной власти.

Вопрос "Поддерживаете ли Вы проведение прямых выборов граждан в звание общефедеральных и мировых судей одновременно с выборами депутатов Московской городской думы?" не соответствует требованиям статьи 5, поскольку порядок назначения судей федеральных судов определен статьей 128 Конституции РФ, Федеральным конституционным законом от 1996 года N1 "О судебной системе Российской Федерации" и Законом РФ от 1992 года N3132 "О статусе судей в Российской Федерации" и находится в ведении Российской Федерации.

Вопрос "Поддерживаете ли Вы признание обязательным для органов государственной регистрации прав на недвижимое имущество г. Москвы осуществлять выдачу каждому собственнику квартиры в многоквартирном доме документа о подтверждении его права собственности на долю в общем домовом имуществе и в придомовом земельном участке; каждому частному собственнику жилого здания – единого Свидетельства о праве собственности на здание и на весь земельный участок, на котором здание расположено?" не соответствует требованиям статьи 5 в связи с тем, что согласно статьи 3 Федерального закона от 1997 года N122 "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" правовое регулирование государственной регистрации прав на недвижимое имущество находится в ведении Российской Федерации.

И, наконец, шестой вопрос "Поддерживаете ли Вы принятие Закона города Москвы "О праве собственности городского сообщества Москвы на земли города Москвы и об иных вопросах в связи с градостроительной деятельностью в городе Москве", устанавливающего нормы выше изложенных вопросов референдума?" тоже не соответствует требованиям статьи 5, так как согласно статье 212 Гражданского кодекса РФ, главе III Земельного кодекса РФ субъектами права собственности являются граждане, юридические лица, а также Российская Федерация, субъекты РФ и муниципальные образования, но не городское сообщество.

Таким образом, все вопросы, содержащиеся в ходатайстве, не соответствуют требованиям статьи 5 Закона "О референдумах в городе Москве", о чем указывается в подготовленном проекте постановления МГД.

По мнению уполномоченного представителя инициативной группы по проведению референдума города Москвы Сергея Удальцова, в проекте постановления не приведены доказательства несоответствия предложенных к референдуму вопросов действующему законодательству.

Говоря о том, что референдум является высшей формой власти народа, депутат Владимир Лакеев отметил, что предложенные вопросы не случайны: они связаны с недостатками московского законодательства и градостроительной практики. По словам депутата Михаила Москвина-Тарханова, вопросами референдума "предлагается отчуждение из государственной собственности в некую собственность городского сообщества всей городской земли, то есть в основе документа лежит идея социализации земли". Напомнив, что нормы, принятые на референдуме, должны стать законом, депутат Татьяна Портнова отметила, что вопросы противоречат федеральному законодательству. Подводя итоги, Владимир Платонов заметил, что процедура обсуждения инициативы была использована ее инициаторами в политических целях.
В результате голосования инициатива по проведению референдума была отклонена.