Из-за неверия в правосудие россияне стали вершить справедливость первобытными методами. Среди «Народных мстителей» могут оказаться и родители, мстящие за обиду нанесенную ребенку, и толпа, которая жаждет разорвать на куски насильника или педофила. Самосуд в российском обществе часто приветствуется. Более того, люди, учиняющие расправу, приобретают ореол геройства, достаточно вспомнить трагедию семьи Калоевых. Эксперты считают, что сложившуюся ситуацию будет очень сложно переломить, пишут «Новые известия».
Президент Института верховенства права Станислав Маркелов рассказал, что у нас самое незащищенное положение во время процессуальных действий имеет потерпевший. Если он обращается в правоохранительные органы со сложно раскрываемым делом, то ему готовы создать любые препятствия, лишь бы пострадавший не подал заявление. Это ведь портит статистику и процент раскрываемости. Ввиду коррумпированности и непрофессионализма сотрудников МВД потерпевшему проще заняться восстановлением справедливости своими силами.
Издания приводит массу примеров за прошедшие время, когда жертвы или свидетели преступлений самостоятельно расправлялись с преступниками, зачастую сразу на месте преступления. И поэтому самосуд остается крайне распространенным явлением, отображающим неэффективность государственной правовой системы.
Отдельно стоит заметить, что понятие самосуда распространено не только на свободе, но и за решеткой. Особенно нелегко приходится тем преступникам, которые оказались в тюрьме не по «авторитетной» статье, а по делам насилия в отношении женщин и детей. По мнению директора Центра содействия реформе уголовного правосудия «Тюрьма и воля» Валерия Абрамкина, приговор после таких разборок может быть любым, ведь мораторий на смертную казнь «воровскими» законами не предусматривается. А появились эти правила внутри тюремного сообщества еще в 1960-х годах и так и не утратили своей силы.